Научная школа

Обоснование научной  школы  

Никольского Анатолия Евгеньевича,

профессора кафедры Прикладной математики и информатики, к.т.н.

МГГЭУ

Когнитивные, интеллектуальные технологии и системы реабилитации людей с ограниченными возможностями

На кафедре Прикладной математики и информатики  и в период 2005-2012 годов выполнялись инициаттивные научные исследования  и инновационные перспективные, практические работы, затрагивающие фундаментальные и прикладные проблемы самоорганизации поведения личности, с ограниченными физическими возможностями, в процессе формирования знаний и умений, на основе когнитивных, виртуальных, системных, информационных технологий,   высокотехнологические методы и средства реабилитации.

Работы отражены в ряде статей, докладов, презентаций, рабочих учебных программ, выполненных студентами, аспирантами, преподавателями и руководителем  научных тем Никольским А.Е., которые приведены ниже.

 

  1. Никольский А.Е. Проблема самоорганизации системных механизмов поведения личности с ограниченными физическими возможностями в процессе формирования знаний. - М.: Межвузовский сборник научных трудов, Минобразование РФ, МГСГИ, 2005.
  2. Никольский А. Е., Васильева Н.Г. Управление знаниями: информационная система управления качеством образовательного процесса. Учебное пособие. – М.: Минобразования РФ, МГСГИ, 2005. 116 стр.
  3. Никольский А.Е., Учаев Д.В. Современные математические методы параметризации изображений синергетических объектов. Учебное пособие. – М.: Минобразования РФ, МГСГИ, 2005. 96 стр.
  4. Никольский А.Е., Фролов А.А. Математические модели поведения многоагентных систем. Учебное пособие. – М.: Минобразования РФ, МГСГИ, 2005. 96 стр.
  5. Никольский А. Е. Трансформация идей метафизики И. Канта в современной философии искусственного интеллекта. //Труды Всероссийской междисциплинарной конференции «Философия искусственного интеллекта». – М.: ИФ РАН, 2005.
  6. Никольский А. Е. Представление и моделирование понимания объектов среды обитания и деятельности.  // Международная программа по перспективной робототехнике. Конференция «Адаптивные и интеллектуальные роботы: современное состояние и перспективы». Доклады. Т.2. – М.: Институт проблем механики РАН, 2005.
  7.  Никольский А.Е.  Виртуальные, когнитивные аспекты философии самосознания поведения (системогенеза) личности в достижении «духовной оседлости»./Доклад на вторых научно – практических чтениях, посвящённых памяти Н.А.Носова.16-17 мая 2006г.  – М.: Институт философии РАН, 2006. www.virtualictika. Ru.
  8.  Никольский А.Е. Проблема самоорганизации системных механизмов поведения личности с ограниченными физическими возможностями в процессе формирования знаний. - М.: Межвузовский сборник научных трудов,  Минобразование РФ, МГСГИ, 2006.
  9. А.Е. Никольский. Развитие информационных технологий, когнитивного пространства среды. Интернет и регулирование правовых отношений. Учебное пособие. Электронная версия. – М.: МГСГИ, 2006. – 127с.
  10. Никольский А.Е. Био и информационные технологии формирования знаний личности (с физическими недостатками) Электронная презентация – М. ЦДУ РАН. Секция Кибернетики 14 ноября 2007 г.
  11. Никольский А.Е. Информационные и когнитивные технологии формирования знаний. Труды Международной конференции. – СПб. ЮНЕСКО, 2007
  12.  Никольский А.Е. Научные исследования и инновационные перспективные проекты на кафедре Прикладной математики и информатики. Сб. Математические методы и их приложения в социальной сфере. Под редакцией Никольского А.Е. – М.: МГСГИ, 2007.
  13. Никольский А.Е. Виртуальные когнитивные аспектысамосознания поведения ( истемогенеза) личности в достижении «духовной оседлости». // Сб. Математические методы и их приложения в социальной сфере. Под редакцией Никольского А.Е. – М.: МГСГИ, 2007
  14.  Никольский А.Е., Вячин В.В., Фёдоров С.В., и др. Мир технологий саморазвития человека. // Imagine Cup 2007 | Russia. – М.: Корпорация Microsoft, 2007.
  15. Никольский А.Е. Виртуальный человек  - как объект, как виртуальная онтологическая модель  в сознании субъекта. Электронная Презентация ЦДУ РАН Секция Кибернетики 13 февраля 2008 г.,
  16. Никольский А.Е. Технология самоорганизации системных механизмов поведения инвалидов в информационном процессе  формирования профессиональных знаний и умений.  Форум «Информационные и коммуникационные технологии для всех» (в рамках 8-ой Ежегодной Международной Выставки-Форума  Информационных технологий и телекоммуникаций)  22-25 октября 2008г. Москва, МВЦ «Крокус Экспо».
  17. Никольский А.Е.Информационные технологии саморазвития человека.  – М.: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Научная сессия НИЯУ МИФИ-2009, 26-30 января 2009.
  18. НикольскийА.Е. Нелинейные динамические  системы. Рабочая программа. – М.: МГСГИ, 2009.
  19.  Никольский А.Е. Основы высоких технологий. Рабочая программа. – М.: МГСГИ, 2009.
  20. Никольский А.Е. Математическая лингвистика и компьютерный перевод. Рабочая программа. – М.: МГСГИ, 2009.
  21. Никольский А.Е. Математические методы распознавания образов и понимания. Рабочая программа. – М.: МГСГИ, 2009.
  22. Никольский А.Е. Основы математической кибернетики. Рабочая программа. – М.: МГСГИ, 2009.
  23. Никольский А.Е., Ярошенко М.Г. Извлечение знаний из текстовых баз данных. Учебное пособие. – М.: МГСГИ, 2009.
  24. Никольский А.Е. Создание интеллектуальных систем обеспечения информационной совместимости лиц, с ограниченными физическими возможностями, в процессе формирования профессиональных знаний и умений. Международная научно-техническая мультиконференция "Актуальные проблемы информационно-компьютерных технологий, мехатроники и робототехники" (ИКТМР-2009)  - Дивноморск, РАН,  2009.
  25. Никольский А.Е. Когнитивные, виртуальные, системные, информационно-технологические аспекты самоорганизации поведения личности, с ограниченными физическими возможностями, в процессе формирования знаний и умений – гарантия социальной защищённости. Четвёртый  международный научный  форум  МГУ 2009,  - М.: МГУ, 2009.
  26. Никольский А.Е. Виртуальный творческий процесс формирования нового знания. – М.: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Научная сессия НИЯУ МИФИ-2010, 25-31 января 2010.
  27. Никольский А.Е. Самоорганизация поведения личности, с ограниченными физическими возможностями, в процессе формирования профессиональных знаний и умений на базе когнитивных, виртуальных технологий. // X Международная научно – практическая конференция «Актуальные проблемы обучения и воспитания людей в интегрированной образовательной среде» 24 -25 марта 2010 , Открытый международный университет развития человека «УКРАИНА», г. Киев.2010.
  28. Никольский А.Е. Высокотехнологические методы и средства реабилитации личности с ограниченными физическими возможностями. Международный медицинский форум. 20-23 апреля 2010. – М.: Сокольники, MVK, 2010.
  29. Никольский А.Е.  Когнитивные технологии реабилитации. // Сб. трудов.  Первая Международная конференция Интеллектуальные технологии и средства реабилитации людей с ограниченными возможностями (ИТСР-2010). Грант РФФИ 10-08-017003. Москва, МГСГИ, 23-24.12.2010.
  30. Никольский А.Е.  Конвергенция смыслов в семантической топологической модели интеллектуальной системы формирования нового знания. – М.: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Научная сессия НИЯУ МИФИ-2011.
  31. Никольский А.Е.  Комплексные когнитивные технологии реабилитации // Первая международная выставка RENA MOSCOW INTERNATIONAL. Конференция Реабилитация.  КВЦ «Сокольники» Москва, 26-28 мая 2011.
  32. Никольский А.Е. , Никольский А.А Комплексные когнитивные интеллектуальные технологии развития и реабилитации физических возможностей человека. – Четвёртая Всероссийская мультиконференция по проблемам управления. 3-8 оетября 2011. Том 1 Москва-Таганрог, 2011.Минобр и науки РФ, РАН.
  33. Никольский А.Е.   Когнитивные и интеллектуальные технологии реабилитации физических возможностей человека.// Первая Всероссийская молодёжная конференция «Медицина и робототехника», Минобр и науки РФ, РГСУ, 3 ноября 2011, 
  34. Никольский А.Е.   Процесс рефлексии мыслей и понимания в интеллектуальных системах.//  Проблемы фундаментальной науки. Стратегические информационные технологии Т.2. – М.: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Научная сессия НИЯУ МИФИ-2012
  35. Богомолов Д , Романов С,  Егоров В, Корнеев В, Сологуб А, Кухарев В,  Никольский А.Е.  -  Комплекс  технологии формирования управления многозвенным манипулятором, связанного с копированием движений человека с целью дистанционного контроля и управления  состоянием сложных систем в агрессивных, удалённых средах и реабилитации движений инвалидов. - Победители Всероссийского конкурса по поддержке высокотехнологичных инновационных молодёжных проектов, проводимой Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ)  17 октября МИСИС, 2011,   Конференция «Повышение эффективности поддержки молодёжных инноваций».

 

23-24 декабря 2010г. на базе Московского государственного социально-гуманитарного института была проведена Первая Международная конференция «Интеллектуальные технологии и средства реабилитации людей с ограниченными возможностями»  (ИТСР-2010). Руководитель проекта   Никольский А.Е.

Целью конференции являлось обсуждение состояния и перспективных проблем развития и использования интеллектуальных технологий и средств реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями.

Конференция проведена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) (Грант 10-08-017003), а также при участии Российской ассоциации искусственного интеллекта (РАИИ), Общероссийской общественной организации «Центр по оказанию помощи инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата», Секции Кибернетики ЦДУ РАН, Исследовательской группы «Виртуалистика» Отдела Комплексных проблем изучения Человека  Института философии РАН и других организаций.

В состав Программного комитета вошли:  Академик РАН   С.Н.Васильев, Член-корреспондент РАН  Г.Д. Теряев, Член-корреспондент РАН  Г.Г. Себряков, Член-корреспондент РАН М.К. Горшков, Член-корреспондент РАН  С.Ю. Желтов, Д-р соц. наук, проф. В.Д. Байрамов, Д-р физ.-мат. наук, проф. Г.С. Осипов, Д-р мед. наук, канд. психол. наук, врач высшей категории Г.П. Юрьев, Канд. мед. наук  М.А.Пронин, Д-р. мед. наук, проф. И.М. Башкин (Украина), Д-р мед. наук, проф. Р.Ф. Тахмазов (Азербайджан), Проф. Кернбах (Штуттгардский университет, Германия), Проф. Эд Страузер (Университет Аризоны, США), Д-р. техн. наук, проф. В.Г. Беликов, Д-р. техн. наук, проф.Б.Е. Федунов, Д-р. техн. наук, проф. Г.В.Рыбина, Д-р. техн. наук, проф. В.Н. Ширяев, Канд. техн. наук, проф. А.Е. Никольский, Канд. техн. наук, доцент Д.В. Учаев.

В состав Организационного комитета вошли: Канд. филос. наук Н.А. Ореховская, Канд. техн. наук,  проф. А.Е. Никольский, Канд. техн. наук, доцент В.Э. Карпов, Канд. техн. наук, проф. Б.П. Тюхов, Канд. физ.-мат. наук, проф. Г.В.Фомин, Н.В. Калёнова, Г. В. Жигаев, К.А. Антонов.

На конференции было представлено 59 докладов. В конференции приняли участие более 200 человек. Среди участников конференции один академик РАН, четыре член-корреспондента РАН, 20 докторов, профессоров и кандидатов наук, а также аспиранты и студенты. В организации и проведении конференции приняли участие представители Литвы, Молдавии, Казахстана, Украины, Азербайджана, США, Германии.

Программа включала обзорные и специализированные доклады ведущих учёных, преподавателей, аспирантов, студентов. С Казахстаном была проведена Интернет – конференция.

 Конференция обсудила  основные актуальные научно-технические и педагогические направления: 

  • Робототехника и информационные системы. Робототехнические,  интеллектуальные системы для людей с ограниченными возможностями: исследования, разработки (кресла, коляски, одежда, функциональные устройства и др.);
  • Системы информационной совместимости людей с ограниченными возможностями (по зрению, слуху, речи, движениям, преобразователи речь-текст, текст-речь, и др.);
  • Физическая и энергоинформационная реабилитация, моделирование. Средства физической и энергоинформационной реабилитации (электро-, ультра-, лазерная терапия, музыка, цвет, вибротренажёры и др.);
  • Моделирование и визуализация биомеханических, различных динамических процессов в спорте для людей с ограниченными возможностями (бег, футбол, лук, фехтование и др.).
  • Когнитивный анализ, нейроморфное моделирование.
  • Стереовизуализация расстройств функциональных систем и рефлекторных нейромеханизмов организма человека (опорно-двигательный аппарат, слух, речь, вестибулярный аппарат, реципроктная иннервация и др.) и рекомендации по их коррекции.
  •  Системы наномедицины:  разработка математических моделей наноустройств конструирования и диагностики молекулярных биологических систем человека. Экспертные системы наномедицины.
  • Управление знаниями и онтология людей с ограниченными возможностями, дистанционные средства образования.
  • Технологии самоорганизации системных механизмов поведения (системогенеза) личности в процессе формирования знаний и умений.
  • Виртуальная психология.

 В заключении отмечено, что когнитивные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями представляют собой фундаментальное научное направление и определяют необходимость развития как школы,  в частностипроведения научно - исследовательских работ по созданию интеллектуальных систем реабилитации; 

разработки и экспериментальной оценки робототехнических систем и интеллектуальных протезов и систем, как нового средства функциональной реабилитации;

интеллектуализации компьютерных средств дистанционного обучения пользователей и технологий научения  андроидных роботов;

 разработки программно – технических средств реабилитации и web-приложений в среде Интернет для открытого пользования;

разработки нейроморфных моделей и расстройств функциональных систем и рефлекторных нейромеханизмов организма человека (опорно-двигательный аппарат, слух, речь, вестибулярный аппарат, реципроктная иннервация и др.) и рекомендаций по их коррекции;

освоения компьютерного моделирования действий спортсменов (различных видов спорта), на основе обучающих интегрированных экспертных систем;,

освоения технологий представления знаний с помощью стерео и 3D систем визуализации,

разработки и открытия новых специальностей и программ по подготовке специалистов в области когнитивных технологий реабилитации и  переподготовки специалистов для работы с людьми с ограниченными возможностями.

а также создания в рамках МГСГИ  и его филиалов центров научных исследований в кооперации с ведущими научными институтами и организациями, разработки проектов финансируемых инвестиционными фондами и бюджетными организациями.

 

Никольский А.Е

 

Школа научная 


Коллектив ученых (различных по возрасту, статусу, образованию, компетентности и т.д.), разрабатывающих под руководством лидера - главы школы - выдвинутую им исследовательскую программу.
 Обычно в качестве основных характеристик научных школназывают: 

«1. Исследовательская программа - необходимое условие существования научной школы и ее системообразующий фактор. Исследовательская программа обладает новизной и уникальностьюбезотносительно к масштабу ее задач (будь то создание новой теории или разработка определенного методического приема). 

2. Развитие научной школы возможно лишь в том случае, когда исследовательская программа обладает продуктивностью, т.е. если в ней заключены возможности ее дальнейшего развертывания по мере освоения предмета исследования. 

3. Главная функция научной школы - исследовательская, однако необходимым условием ее существования и развития является функция «обучения творчеству», реализуемая не только главой школы. Научная школа вряд ли окажется воспитательным органом для входящих в нее молодых ученых, если старшие опытные сотрудники также не выступят в роли учителя. [...] 

4. Как реализация научно-образовательной и педагогической функций, так и осуществление возможности неформального общения, являющегося условием продуктивной работы научной школы предполагают построение ее организации по такому ее способу, который допускает прямые контакты между всеми членами научного коллектива. 

5. Находящаяся внутри научного сообщества, школа - исследовательский коллектив представляет собой относительно автономную группу ученых, характеризующуюся своим стилем межличностных отношений, нормами и стандартами научного исследования, самобытным стилем общения. 

6. Теоретико-методологические положения, составляющие основание исследовательской программы, разделяются всеми членами школы и определяют единый методологический строй мышления. 

7. Определенная система межличностных отношений и стиль общения, распределение исследовательской работы между сотрудниками, необходимые для продуктивной реализации исследовательской программы, определяются научными способностями главы школы, как научного лидера и организатора коллективного исследовательского процесса. 

8. Кроме чисто исследовательских и педагогических задач, перед каждым сотрудником и школой в целом стоит задача представления своего подхода во внешнем научном сообществе, связанная с обоснованием его продуктивности и защитой от критики. 

9. Рождение научной школы - исследовательского коллектива определяется моментом формирования группы ученых, реализующих исследовательскую программу, прекращение ее существования может быть связано с несколькими обстоятельствами. 

Во-первых, научная школа прекращает существование в связи с исчерпанием или дезактуализацией ее исследовательской программы, а также с обнаружением и признанием ее непродуктивности. 

Во-вторых, в случае отсутствия организаторских способностей главы школы происходит распад ее коллектива. 

В-третьих, перестает отвечать понятию школы - исследовательского коллектива такое объединение ученых, направление деятельности которого вышло из-под контроля лидера. 

В-четвертых, такая научная школа перестаёт существовать как единая целостность в связи со смертью ее главы. В последнем случае деятельность школы продолжается, если находится достойный преемник. Однако здесь нецелесообразно говорить о продолжении ее существования в качестве единой школы: уместно рассматривать два исследовательских коллектива в рамках одного научного направления. [...] 

Научная школа играет важную роль в развитии психологии со времен античной науки, когда психологическое знание формировалось в недрах философских и естественнонаучных учений (школы стран Древнего Востока, а также древнегреческие школы: Пифагора, Гиппократа, софистов, Платона, стоиков, скептиков и др.). При этом развитие шло в направлении от школ как хранителей персонифицированного знания (Древний Восток) к школам как прообразам исследовательских коллективов (школа Аристотеля). Средневековые школы занимались преимущественно репродуктивной деятельностью. Значительное возрастание роли научной школы произошло в Новое время в связи со стремительным прогрессом науки, с превращением ее в профессию, а также благодаря переходу научной деятельности из сферы преимущественно индивидуального труда в сферу коллективного». 

Рапацевич Е.С., Педагогика: Большая современная энциклопедия, Минск, «Современное слово», 2005 г., с. 667-668

 

Исследовательская программа системообразующий фактор программа обладает новизной и уникальностью безотносительно к масштабу ее задач программа обладает продуктивностью, т.е. если в ней заключены возможности ее дальнейшего развертывания по мере освоения предмета исследования

Главная функция научной школы - исследовательская, однако необходимым условием ее существования и развития является функция «обучения творчеству», реализуемая не только главой школы.

 Научная школа вряд ли окажется воспитательным органом для входящих в нее молодых ученых, если старшие опытные сотрудники также не выступят в роли учителя 

Находящаяся внутри научного сообщества, школа - исследовательский коллектив представляет собой относительно автономную группу ученых, характеризующуюся своим стилем межличностных отношений, нормами и стандартами научного исследования, самобытным стилем общения 

Теоретико-методологические положения, составляющие основание исследовательской программы, разделяются всеми членами школы и определяют единый методологический строй мышления.