Обоснование научной школы
Никольского Анатолия Евгеньевича,
профессора кафедры Прикладной математики и информатики, к.т.н.
МГГЭУ
Когнитивные, интеллектуальные технологии и системы реабилитации людей с ограниченными возможностями
На кафедре Прикладной математики и информатики и в период 2005-2012 годов выполнялись инициаттивные научные исследования и инновационные перспективные, практические работы, затрагивающие фундаментальные и прикладные проблемы самоорганизации поведения личности, с ограниченными физическими возможностями, в процессе формирования знаний и умений, на основе когнитивных, виртуальных, системных, информационных технологий, высокотехнологические методы и средства реабилитации.
Работы отражены в ряде статей, докладов, презентаций, рабочих учебных программ, выполненных студентами, аспирантами, преподавателями и руководителем научных тем Никольским А.Е., которые приведены ниже.
23-24 декабря 2010г. на базе Московского государственного социально-гуманитарного института была проведена Первая Международная конференция «Интеллектуальные технологии и средства реабилитации людей с ограниченными возможностями» (ИТСР-2010). Руководитель проекта Никольский А.Е.
Целью конференции являлось обсуждение состояния и перспективных проблем развития и использования интеллектуальных технологий и средств реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями.
Конференция проведена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) (Грант 10-08-017003), а также при участии Российской ассоциации искусственного интеллекта (РАИИ), Общероссийской общественной организации «Центр по оказанию помощи инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата», Секции Кибернетики ЦДУ РАН, Исследовательской группы «Виртуалистика» Отдела Комплексных проблем изучения Человека Института философии РАН и других организаций.
В состав Программного комитета вошли: Академик РАН С.Н.Васильев, Член-корреспондент РАН Г.Д. Теряев, Член-корреспондент РАН Г.Г. Себряков, Член-корреспондент РАН М.К. Горшков, Член-корреспондент РАН С.Ю. Желтов, Д-р соц. наук, проф. В.Д. Байрамов, Д-р физ.-мат. наук, проф. Г.С. Осипов, Д-р мед. наук, канд. психол. наук, врач высшей категории Г.П. Юрьев, Канд. мед. наук М.А.Пронин, Д-р. мед. наук, проф. И.М. Башкин (Украина), Д-р мед. наук, проф. Р.Ф. Тахмазов (Азербайджан), Проф. Кернбах (Штуттгардский университет, Германия), Проф. Эд Страузер (Университет Аризоны, США), Д-р. техн. наук, проф. В.Г. Беликов, Д-р. техн. наук, проф.Б.Е. Федунов, Д-р. техн. наук, проф. Г.В.Рыбина, Д-р. техн. наук, проф. В.Н. Ширяев, Канд. техн. наук, проф. А.Е. Никольский, Канд. техн. наук, доцент Д.В. Учаев.
В состав Организационного комитета вошли: Канд. филос. наук Н.А. Ореховская, Канд. техн. наук, проф. А.Е. Никольский, Канд. техн. наук, доцент В.Э. Карпов, Канд. техн. наук, проф. Б.П. Тюхов, Канд. физ.-мат. наук, проф. Г.В.Фомин, Н.В. Калёнова, Г. В. Жигаев, К.А. Антонов.
На конференции было представлено 59 докладов. В конференции приняли участие более 200 человек. Среди участников конференции один академик РАН, четыре член-корреспондента РАН, 20 докторов, профессоров и кандидатов наук, а также аспиранты и студенты. В организации и проведении конференции приняли участие представители Литвы, Молдавии, Казахстана, Украины, Азербайджана, США, Германии.
Программа включала обзорные и специализированные доклады ведущих учёных, преподавателей, аспирантов, студентов. С Казахстаном была проведена Интернет – конференция.
Конференция обсудила основные актуальные научно-технические и педагогические направления:
В заключении отмечено, что когнитивные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями представляют собой фундаментальное научное направление и определяют необходимость развития как школы, в частности, проведения научно - исследовательских работ по созданию интеллектуальных систем реабилитации;
разработки и экспериментальной оценки робототехнических систем и интеллектуальных протезов и систем, как нового средства функциональной реабилитации;
интеллектуализации компьютерных средств дистанционного обучения пользователей и технологий научения андроидных роботов;
разработки программно – технических средств реабилитации и web-приложений в среде Интернет для открытого пользования;
разработки нейроморфных моделей и расстройств функциональных систем и рефлекторных нейромеханизмов организма человека (опорно-двигательный аппарат, слух, речь, вестибулярный аппарат, реципроктная иннервация и др.) и рекомендаций по их коррекции;
освоения компьютерного моделирования действий спортсменов (различных видов спорта), на основе обучающих интегрированных экспертных систем;,
освоения технологий представления знаний с помощью стерео и 3D систем визуализации,
разработки и открытия новых специальностей и программ по подготовке специалистов в области когнитивных технологий реабилитации и переподготовки специалистов для работы с людьми с ограниченными возможностями.
а также создания в рамках МГСГИ и его филиалов центров научных исследований в кооперации с ведущими научными институтами и организациями, разработки проектов финансируемых инвестиционными фондами и бюджетными организациями.
Никольский А.Е
Школа научная
Коллектив ученых (различных по возрасту, статусу, образованию, компетентности и т.д.), разрабатывающих под руководством лидера - главы школы - выдвинутую им исследовательскую программу. Обычно в качестве основных характеристик научных школназывают:
«1. Исследовательская программа - необходимое условие существования научной школы и ее системообразующий фактор. Исследовательская программа обладает новизной и уникальностьюбезотносительно к масштабу ее задач (будь то создание новой теории или разработка определенного методического приема).
2. Развитие научной школы возможно лишь в том случае, когда исследовательская программа обладает продуктивностью, т.е. если в ней заключены возможности ее дальнейшего развертывания по мере освоения предмета исследования.
3. Главная функция научной школы - исследовательская, однако необходимым условием ее существования и развития является функция «обучения творчеству», реализуемая не только главой школы. Научная школа вряд ли окажется воспитательным органом для входящих в нее молодых ученых, если старшие опытные сотрудники также не выступят в роли учителя. [...]
4. Как реализация научно-образовательной и педагогической функций, так и осуществление возможности неформального общения, являющегося условием продуктивной работы научной школы предполагают построение ее организации по такому ее способу, который допускает прямые контакты между всеми членами научного коллектива.
5. Находящаяся внутри научного сообщества, школа - исследовательский коллектив представляет собой относительно автономную группу ученых, характеризующуюся своим стилем межличностных отношений, нормами и стандартами научного исследования, самобытным стилем общения.
6. Теоретико-методологические положения, составляющие основание исследовательской программы, разделяются всеми членами школы и определяют единый методологический строй мышления.
7. Определенная система межличностных отношений и стиль общения, распределение исследовательской работы между сотрудниками, необходимые для продуктивной реализации исследовательской программы, определяются научными способностями главы школы, как научного лидера и организатора коллективного исследовательского процесса.
8. Кроме чисто исследовательских и педагогических задач, перед каждым сотрудником и школой в целом стоит задача представления своего подхода во внешнем научном сообществе, связанная с обоснованием его продуктивности и защитой от критики.
9. Рождение научной школы - исследовательского коллектива определяется моментом формирования группы ученых, реализующих исследовательскую программу, прекращение ее существования может быть связано с несколькими обстоятельствами.
Во-первых, научная школа прекращает существование в связи с исчерпанием или дезактуализацией ее исследовательской программы, а также с обнаружением и признанием ее непродуктивности.
Во-вторых, в случае отсутствия организаторских способностей главы школы происходит распад ее коллектива.
В-третьих, перестает отвечать понятию школы - исследовательского коллектива такое объединение ученых, направление деятельности которого вышло из-под контроля лидера.
В-четвертых, такая научная школа перестаёт существовать как единая целостность в связи со смертью ее главы. В последнем случае деятельность школы продолжается, если находится достойный преемник. Однако здесь нецелесообразно говорить о продолжении ее существования в качестве единой школы: уместно рассматривать два исследовательских коллектива в рамках одного научного направления. [...]
Научная школа играет важную роль в развитии психологии со времен античной науки, когда психологическое знание формировалось в недрах философских и естественнонаучных учений (школы стран Древнего Востока, а также древнегреческие школы: Пифагора, Гиппократа, софистов, Платона, стоиков, скептиков и др.). При этом развитие шло в направлении от школ как хранителей персонифицированного знания (Древний Восток) к школам как прообразам исследовательских коллективов (школа Аристотеля). Средневековые школы занимались преимущественно репродуктивной деятельностью. Значительное возрастание роли научной школы произошло в Новое время в связи со стремительным прогрессом науки, с превращением ее в профессию, а также благодаря переходу научной деятельности из сферы преимущественно индивидуального труда в сферу коллективного».
Рапацевич Е.С., Педагогика: Большая современная энциклопедия, Минск, «Современное слово», 2005 г., с. 667-668
Исследовательская программа системообразующий фактор программа обладает новизной и уникальностью безотносительно к масштабу ее задач программа обладает продуктивностью, т.е. если в ней заключены возможности ее дальнейшего развертывания по мере освоения предмета исследования
Главная функция научной школы - исследовательская, однако необходимым условием ее существования и развития является функция «обучения творчеству», реализуемая не только главой школы.
Научная школа вряд ли окажется воспитательным органом для входящих в нее молодых ученых, если старшие опытные сотрудники также не выступят в роли учителя
Находящаяся внутри научного сообщества, школа - исследовательский коллектив представляет собой относительно автономную группу ученых, характеризующуюся своим стилем межличностных отношений, нормами и стандартами научного исследования, самобытным стилем общения
Теоретико-методологические положения, составляющие основание исследовательской программы, разделяются всеми членами школы и определяют единый методологический строй мышления.